«Тихая обитель» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1890 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. Ж-584). Размер — 87,5 × 108 см Художественный критик Владимир Стасов, «до сих пор игнорировавший Левитана»29, дал высокую оценку этому пейзажу, написав, что «Тихая обитель», по его мнению, «лучшая картина по красоте и поэзии тонов вечернего солнца»30. Художник Василий Поленов, также побывавший на выставке в Петербурге, в письме к своей жене от 4 марта 1891 года отмечал, что «в „Обители“ всем нравится верх, но вода не вполне удалась, слишком режет». Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал: В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. Другие авторы, соглашаясь с высокой оценкой Бенуа, тем не менее расходились с ним во мнении, что эта картина была каким-то особым поворотным пунктом в творчестве художника. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов, относя «Тихую обитель» к серии «пейзажей настроения» Левитана, отмечал, что эта картина «была своего рода заключительным этапом его многолетней работы на Волге», и она «не только не противостоит предшествующему творчеству Левитана, но естественно из него вытекает»[